Игорь (ojidaushii) wrote,
Игорь
ojidaushii

Category:

(Кросспост из ФБ) О фантастике и религии, или "Мы напишем в Спортлото"

Пробрало на длиннопост. Обнаружил, что горячие головы из газеты "Религия России" вменяют авторскому составу "Дня Коронации" (а значит и мне) богохульство и сравнивают с самим диаволом. Не уверен, должен ли считать себя оскорбленным или польщенным оценкой масштаба нашей скромной деятельности. Скорее я в легком обалдении. Полюбуйтесь - http://www.religruss.info/9710-vremya-pokazalo-naskolko-izv…

Вот честно - я привык к воплям либералов и коммунистов. Кого-кого, а христиан задеть я не ожидал.

Так или иначе считаю необходимым высказаться и разрешить недопонимание, показав в чем именно, на мой непросвещенный взгляд, неправы обвинители. Более того - в чем они делают кардинальную ошибку. Увидеть они это не увидят, величина я скромная, но просто для очистки совести.

Сам-то я дурной христианин. Я грешу, и грешу много, посты соблюдаю с пятого на десятое, а в храме меня увидеть можно крайне редко. В принципе, настолько дурной, что сам бы утерся. Тем не менее, среди авторов сборника есть люди благочестивые, настоящие христиане, и вот за них - страшно обидно.

Давайте посмотрим, какие именно претензии предъявлены:

"Как сообщают СМИ, на днях в Москве презентовали сборник православной монархической... фантастики! В сборнике под названием "День коронации" изложены точки зрения известных фантастов и молодых писателей на возрождение монархических традиций в России. Сие творчество было представлено на Московской книжной ярмарке.
...
Следует отметить, что монархия, как форма правления на земле утверждена Богом. Любые фантазии на эту тему являются богохульством, "потому что Вездесущий, Всемогущий и Всеправедный Бог - превыше всего и вне всякого воображения. Следовательно, воображение не может соединить человека с Богом. Это доказало падение ангела, возмечтавшего быть равным Богу и превратившегося в диавола. Он наполнил ум свой воображаемыми образами и сделался изобретателем этой силы, которой диавол пользуется для погубления людей. Святые отцы говорят, что демоны чрез воображение входят в человеческие души и превращают их в жилища злых и богопротивных помыслов. Ум первого человека был чистый, говорит святой Максим, безвидный и умственные предметы на него не действовали, но человекоубийца, диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать о том же. После того как человек ниспал в такое мечтательное состояние, всякие страсти родились в нем и он погряз во лжи. По выражению св. отцев, человек «наполнил нравоучение разными обольщениями, физику - многими лжеучениями, богословие - непотребными и нелепыми догматами и баснями. В человеке должна работать высшая сила души - ум, который и следует прежде всего очистить от страстей и воображаемых образов. И что особенно многобедственно, что они эту свою ложь заключили в объятия, держат крепко, как истину, выражающую действительность" (Святитель Игнатий (Брянчанинов))"

Конец цитаты. Опущено цитирование статьи Интерфакса.

Давайте разберемся в логической цепочке "Религии России", очистив ее от воды и красивостей.

Тезис I:

Любые фантазии на тему монархии являются богохульством.

Обоснования:

Монархия как форма правления утверждена Богом. Бог - превыше воображения.

Тезис II (он же обоснование):

Воображение не может соединить человека с Богом.

Обоснования:

1) Причиной восстания и падения сатаны были фантазии о богоравенстве.

2) Через воображение, по мнению святых отцов, в душу входят демоны

3) "Ум первого человека был чистый, говорит святой Максим, безвидный и умственные предметы на него не действовали, но человекоубийца, диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать о том же. После того как человек ниспал в такое мечтательное состояние, всякие страсти родились в нем и он погряз во лжи"

4) "В человеке должна работать высшая сила души - ум, который и следует прежде всего очистить от страстей и воображаемых образов".

Давайте подойдем попунктно.

1) Тезис первый. Никто не спорит, что монархия утверждена Богом. Однако Бог утвердил на Земле не только монархию. Он - Вседержитель, Творец всего видимого и невидимого.

Значит ли это, что всякое Божье создание превыше всякого воображения и оттого богохульно изображать его?

Заповедь вторая, Исх.20:4-6: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои".

Христиане знают, что ключевыми словами в заповеди являются "не поклоняйся им и не служи им". Иное толкование грозит ересью иконоборчества, тем паче неудобоваримой, что возникает противоречие в словах Творца: заповедь как будто запрещает творить изображения, однако Господь повелевает сделать из золота двух херувимов и поместить их на крышке скинии.

Для Церкви традиционно противоречивым является вопрос изображения Бога-Отца и Святого Духа на иконах. Речи о изображении монархии в сугубо светской литературе - не идет.

2) Тезис второй и его обоснования сводятся к следующему: "воображение не может связать с Богом, но может оттолкнуть".

Друзья из "Религии России", поверьте, вряд ли кто-то из авторов был настолько поражен гордыней, что ставил себе такую амбициозную цель - связать читателя с Богом.

Мы - светские люди. Но разве отношение Церкви к мирской культуре не сформулировал св. Григорий Палама: «Мы никому не мешаем знакомиться со светской образованностью, если он этого желает, разве только он воспринял монашескую жизнь. Но мы никому не советуем предаваться ей до конца и совершенно запрещаем ожидать от нее какой бы то ни было точности в познании Бога»?

Так мы не претендуем на помощь в познании Бога.

Да, мы изобразили Россию будущего, исходя из того, что в ней победит наша, русская, православная культура, а правителя будет венчать на царство патриарх, а не мулла или красный комиссар. Неужто вы, "Религия России", предпочли бы последние два варианта?

Полагаю, что нет. Так значит, корень всех бед - в словах "воображение" и "фантастика"?

Никто не спорит, что воображение и пустые фантазии могут оказаться опаснейшими из врагов.

Но есть воображение и воображение. Второе иначе именуется рассуждением и никогда не запрещалось. Тот же святитель Игнатий, которого вы цитируете призывает к использованию ума!..

Бывало, что Церковь неоднозначно относилась к светской литературе, но полноценного запрета на художественную литературу она не знала.

Вот что пишет о современной ему языческой (sic!) мирской художественной литературе св. Василий Великий:
"Но достаточно говорено о том, что сии внешния науки небесполезны для душ"; "Но хотя этому совершеннее обучимся из наших писаний, однако же и из внешних уроков очертаем на сей раз как бы некоторый оттенок добродетели. В тщательно собирающих пользу с каждой вещи, как и в больших реках, отвсюду, обыкновенно, прибывает многое. Ибо изречение стихотворца: «прибавляй малое к малому», надобно почитать правильным не только о приращении серебра, но и обо всяком знании".

А Климент Александрийский?
«Писание общим именем мудрости называет вообще все мирские науки и искусства, все, до чего ум человеческий мог дойти… ибо всякое искусство и всякое знание происходит от Бога».

Да и Церковь в России, если не считать казуса Льва Толстого, никогда не была на ножах с литературой.

Или вас смущает созвучие "фантастика" и "фантазия"? Фантастика есть литературный прием, подразумевающий принятие определенного нереального или малореального на данный момент допущения в качестве основы произведения в порядке игры ума.

Этим она сродни форме притчи, сказки или былины, уважаемым и легитимным. Соловей-Разбойник - чистое допущение, но вот святой Илия (Муромец) - вполне себе факт бытия.

Да и обычная художественная литература содержит определенную долю фантастического допущения - хотя бы в том, что мы соглашаемся, что персонажи могли бы в принципе существовать.

Если же вас подмывает ответить, что любые допущения суть ложь, фантазия и вредят читателю - напомню, что в истории христианства известен такой, который "без притчи не говорил им".

Если это вдруг прочитает кто-то из имеющих отношение к "Религии России" - смею напомнить две из Его метафор. Про бревно в глазу. И про то, что с соперником следует мириться.

Право слово, лучше бы что-нибудь полезное для Его славы или для окружающих сделали, чем докапываться до столба и объявлять охоту на ведьм там, где ими не пахнет.

Tags: окололитературное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments